Открытие аптеки – предприятие ответственное, требующее глубокого понимания законодательных норм. Ключевой этап на этом пути – получение лицензии на фармацевтическую деятельность. Этот документ подтверждает, что аптечная организация соответствует всем установленным государством требованиям и имеет право заниматься продажей лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Процесс лицензирования аптеки может показаться сложным из-за множества нюансов и частых обновлений в законодательстве.
Эта статья – ваш подробный навигатор в мире фармацевтического лицензирования на 2025 год. Мы разберем все этапы, актуальные требования к помещению, оборудованию и персоналу, коснемся последних изменений в правовых актах и поможем избежать распространенных ошибок. Информация будет полезна как начинающим предпринимателям, так и опытным игрокам аптечного рынка, стремящимся быть в курсе всех нововведений.
Правовые основы лицензирования аптечной деятельности
Фундаментом для понимания процесса лицензирования служит знание основных нормативных документов. Без этого невозможно грамотно подготовиться и успешно пройти все процедуры.
Ключевыми нормативными актами, регулирующими фармацевтическую деятельность и ее лицензирование в Российской Федерации, являются следующие документы:
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 547 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности». Это основной документ, который детально описывает порядок лицензирования, требования к соискателям лицензии и лицензиатам, перечень необходимых документов и процедуры контроля. Он пришел на смену ранее действовавшему Постановлению № 1081 и внес ряд существенных изменений, о которых мы поговорим ниже.
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот закон устанавливает общие принципы и правовые основы лицензирования различных видов деятельности на территории РФ, включая фармацевтическую.
- Приказы Министерства здравоохранения РФ. Важную роль играют и подзаконные акты, например:
- Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» (НАП). Устанавливает требования к организации работы аптек, направленные на обеспечение населения качественными и безопасными товарами и услугами.
- Приказ Минздрава РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». Этот документ становится все более значимым, так как в ряде нормативных актов ссылки на ранее применявшиеся «Правила надлежащей практики хранения и перевозки» заменяются именно на него. Важно отметить, что Минздравом России 14.02.2025 подготовлен проект нового Приказа «Об утверждении правил хранения лекарственных средств для медицинского применения», что говорит о возможных скорых обновлениях в этой сфере.
- Другие приказы, регулирующие отдельные аспекты обращения лекарственных средств и медицинских изделий.
Лицензирующими органами, уполномоченными выдавать лицензии на фармацевтическую деятельность, выступают:
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее территориальные органы: осуществляют лицензирование деятельности по оптовой торговле лекарственными средствами, а также деятельности аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья: лицензируют розничную фармацевтическую деятельность большинства аптечных организаций.
Фармацевтическая лицензия выдается бессрочно и действует на всей территории Российской Федерации.
Типы аптечных организаций и специфика их лицензирования
Законодательство предусматривает различные виды аптечных организаций. Для каждой из них существуют свои нюансы в процессе лицензирования. Понимание этих отличий поможет правильно определить формат будущего бизнеса и подготовиться к соответствующим требованиям.
Основные типы аптечных организаций представлены ниже:
- Аптека. Может осуществлять розничную торговлю готовыми лекарственными формами, а также, при наличии соответствующих условий и указания в лицензии, заниматься изготовлением лекарственных препаратов. Такая аптека называется производственной.
- Аптечный пункт. Часто располагается в структуре медицинских организаций или в местах с высокой проходимостью. Имеет несколько упрощенные требования по сравнению с полноценной аптекой, но и ассортимент может быть ограничен.
- Аптечный киоск. Самый компактный формат, обычно с ограниченным перечнем разрешенных к отпуску безрецептурных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
- Аптечный склад (оптовая фармацевтическая деятельность). Организация, занимающаяся оптовой торговлей, хранением и перевозкой лекарственных средств. Требования к складам значительно отличаются от розничных точек, особенно в части площадей и оборудования.
- Больничная аптека (структурное подразделение медицинской организации). Обеспечивает лекарственными препаратами пациентов стационара и нужды самой медицинской организации. Ее лицензирование тесно связано с лицензией на медицинскую деятельность основного учреждения.
- Ветеринарная аптека. Деятельность по продаже ветеринарных препаратов лицензируется Россельхознадзором и имеет свою специфику, отличную от аптек для медицинского применения. В данной статье мы фокусируемся на «человеческих» аптеках.
- Интернет-аптека (дистанционная торговля). Для осуществления дистанционной продажи лекарственных препаратов аптечная организация должна иметь соответствующую лицензию на фармацевтическую деятельность и соблюдать особые правила, установленные законодательством. Эти правила включают требования к наличию собственных курьерских служб или договоров с таковыми, а также оборудованных мест для формирования заказов.
Основные лицензионные требования к соискателю лицензии
Для успешного получения фармацевтической лицензии соискатель должен соответствовать целому ряду строгих требований. Эти требования затрагивают практически все аспекты будущей деятельности аптечной организации.
3.1. Требования к помещению аптеки
Выбор и подготовка помещения – один из краеугольных камней лицензирования. Помещение должно отвечать следующим критериям:
- Правовые основания. Помещение должно находиться у соискателя лицензии на законном основании – в собственности или по договору аренды (субаренды), зарегистрированному в установленном порядке.
- Общие требования. Необходимо обеспечить правильное зонирование: наличие торгового зала, помещений для хранения лекарственных средств (с учетом их физико-химических свойств и требований к температурному режиму), административно-бытовых помещений, зоны приемки товара. Площади помещений должны соответствовать объему выполняемых работ и установленным нормам. Отделка помещений должна допускать влажную уборку и дезинфекцию. Обязательно наличие исправных инженерных систем: вентиляции (приточно-вытяжной), освещения (естественного и искусственного), отопления, водоснабжения и канализации.
- Санитарно-эпидемиологические нормы и СЭЗ. Помещение должно соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Подтверждением этого соответствия является санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ), выдаваемое органами Роспотребнадзора. Получение СЭЗ – это отдельная процедура, предшествующая подаче документов на лицензию.
- Условия для хранения лекарственных средств. Помещения и оборудование должны обеспечивать сохранность качества лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями Приказа Минздрава РФ № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» (или его будущей редакции, учитывая проект от 14.02.2025).
3.2. Требования к оборудованию аптеки
Наличие и исправность необходимого оборудования – еще одно важное условие. Вот основные аспекты:
- Обязательный перечень. Включает торговое оборудование (витрины, прилавки, стеллажи), холодильное оборудование для хранения термолабильных лекарственных средств (с термометрами и возможностью фиксации температуры), кассовую технику, соответствующую законодательству, сейфы или запирающиеся металлические шкафы для хранения определенных групп препаратов, измерительные приборы (гигрометры, термометры для помещений).
- Технические требования. Все оборудование должно быть исправным, иметь технические паспорта. Измерительные приборы должны проходить регулярную поверку или калибровку в установленные сроки, что подтверждается соответствующими документами.
- Пожарная безопасность. Помещение и оборудование должны соответствовать требованиям пожарной безопасности.
3.3. Требования к персоналу аптеки
Квалификация сотрудников – залог качественной фармацевтической помощи и соблюдения лицензионных требований. К персоналу предъявляются следующие требования:
- Руководитель организации/Индивидуальный предприниматель. Должен иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста (или свидетельство об аккредитации специалиста). Требования к стажу работы для руководителя с высшим фармацевтическим образованием – не менее трех лет, со средним – не менее пяти лет. Для индивидуальных предпринимателей требования к стажу были смягчены.
- Фармацевты и провизоры. Специалисты, непосредственно осуществляющие фармацевтическую деятельность (прием, хранение, отпуск, изготовление лекарственных препаратов), должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и действующий сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации.
- Повышение квалификации. Все фармацевтические работники обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
- Трудовые отношения. Сотрудники должны быть оформлены в штат в соответствии с Трудовым кодексом РФ, с заключением трудовых договоров.
3.4. Требования к системе менеджмента качества и внутренней документации
Современная аптека – это не просто точка продаж, а учреждение, работающее по строгим стандартам. Это подразумевает:
- Ответственное лицо за систему качества. С 2022 года одним из лицензионных требований является наличие в штате (или привлечение по договору) специалиста, ответственного за внедрение и обеспечение системы качества хранения и перевозки лекарственных препаратов, а также за актуализацию стандартных операционных процедур.
- Соблюдение Надлежащих Практик. Деятельность аптеки должна строиться на основе:
- Правил надлежащей аптечной практики (НАП) – Приказ Минздрава № 647н.
- Правил надлежащей практики хранения и перевозки (НПХиП) – Приказ Минздрава № 646н (в части, не противоречащей Приказу №706н и его будущим редакциям).
- Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках ЕАЭС (НДП) – для оптовых организаций.
- Стандартные операционные процедуры (СОПы). В аптеке должен быть разработан и внедрен комплект СОПов, регламентирующих все основные рабочие процессы. К таким процессам относятся приемка товара, хранение, отпуск, работа с рецептами, санитарная обработка. Актуализация СОПов важна, особенно в свете изменений нормативной базы, например, перехода от НПХиП к Правилам хранения ЛС №706н.
3.5. Интеграция с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)
Цифровизация проникает во все сферы, и фармацевтика не исключение. Это означает:
- Обязательность регистрации. Аптечные организации обязаны быть зарегистрированы в ЕГИСЗ и вносить туда необходимые сведения о своей деятельности, персонале и оборудовании. Это является одним из условий для получения и сохранения лицензии.
- Порядок подключения. Процесс регистрации и работы в системе имеет свои особенности, которые необходимо изучить.
Пошаговый алгоритм получения лицензии на аптеку
Процесс получения фармацевтической лицензии можно условно разделить на несколько ключевых этапов. Последовательное и внимательное их прохождение – залог успеха.
Этап 1: Подготовительные мероприятия
Этот этап является фундаментом всего процесса и включает следующие шаги:
- Выбор организационно-правовой формы. Решите, будете ли вы работать как юридическое лицо (например, ООО) или как индивидуальный предприниматель (ИП). Выбор повлияет на пакет документов и некоторые требования.
- Подбор и подготовка помещения. Найдите помещение, соответствующее всем требованиям (площадь, зонирование, санитарные нормы). Заключите договор аренды или оформите право собственности. Проведите необходимый ремонт.
- Закупка и установка оборудования. Приобретите все необходимое оборудование и убедитесь в его исправности и наличии документов.
- Формирование штата. Подберите квалифицированный персонал, соответствующий лицензионным требованиям. Заключите трудовые договоры.
- Получение санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ). Обратитесь в Роспотребнадзор для проведения экспертизы помещения и получения СЭЗ.
- Регистрация в ЕГИСЗ. Зарегистрируйте организацию и сотрудников в системе.
Этап 2: Формирование и подача пакета документов
Сбор документов – кропотливая, но очень важная работа. Перечень может незначительно варьироваться в зависимости от региона и специфики аптечной организации. Основной состав документов представлен в таблице ниже.
Документ | Для Юридического Лица (ООО) | Для Индивидуального Предпринимателя (ИП) |
---|---|---|
Заявление о предоставлении лицензии | Да | Да |
Копии учредительных документов (Устав) | Да | Нет |
Копия свидетельства о государственной регистрации ЮЛ/ИП (ОГРН/ОГРНИП) | Да | Да |
Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) | Да | Да |
Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (7500 рублей в 2025 г., уточнять актуальность) | Да | Да |
Копии документов, подтверждающих право пользования помещением (договор аренды, свидетельство о праве собственности) | Да | Да |
Копия санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) | Да | Да |
Копии документов на оборудование (технические паспорта, договоры) | Да | Да |
Копии документов, подтверждающих наличие фармацевтического образования, сертификатов/свидетельств об аккредитации и стажа работы у руководителя/ИП и сотрудников | Да | Да |
Документы, подтверждающие наличие ответственного лица за систему качества | Да | Да |
Опись прилагаемых документов | Да | Да |
Примечание: Данный перечень является ориентировочным. Всегда уточняйте актуальный список документов в вашем лицензирующем органе.
Заявление и пакет документов подаются в соответствующий лицензирующий орган (Росздравнадзор или региональный орган здравоохранения) лично, через представителя по доверенности, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронной форме через портал Госуслуг. Для электронной подачи потребуется наличие технической возможности и усиленной квалифицированной электронной подписи.
Этап 3: Рассмотрение заявления и проведение проверки лицензирующим органом
После подачи документов начинается этап их проверки, который состоит из следующих частей:
- Сроки рассмотрения. Законодательством установлены сроки для принятия решения о предоставлении лицензии. С 2022 года эти сроки были сокращены и составляют, как правило, 15 рабочих дней со дня приема заявления и документов.
- Документарная проверка. Лицензирующий орган проверяет полноту и правильность оформления представленных документов, а также достоверность содержащихся в них сведений.
- Выездная оценка. Для оценки соответствия соискателя лицензионным требованиям проводится выездная проверка по месту осуществления деятельности. Она может быть очной или, в некоторых случаях, проводиться в дистанционном формате с использованием средств фото- и видеофиксации. В ходе проверки инспекторы используют оценочные листы, содержащие перечень контролируемых параметров. К проведению экспертизы могут привлекаться независимые эксперты.
Этап 4: Принятие решения и официальное получение лицензии
По результатам проверок лицензирующий орган принимает одно из следующих решений:
- О предоставлении лицензии. Такое решение принимается, если все требования соблюдены.
- Об отказе в предоставлении лицензии. Такое решение принимается, если выявлены несоответствия. Отказ должен быть мотивированным.
В случае положительного решения сведения о выданной лицензии вносятся в Единый реестр лицензий. С этого момента фармацевтическая деятельность считается разрешенной. Соискателю предоставляется выписка из реестра лицензий, которая и является подтверждением наличия лицензии. Бумажные бланки лицензий больше не выдаются.
Финансовые и временные затраты на лицензирование
Планируя открытие аптеки, важно учитывать предстоящие расходы и сроки. Вот основные из них:
- Государственная пошлина. За предоставление лицензии на фармацевтическую деятельность взимается государственная пошлина. По состоянию на 2025 год, согласно статье 333.33 Налогового кодекса РФ, ее размер составляет 7 500 рублей. Рекомендуется всегда уточнять актуальность этой информации и возможные изменения в законодательстве о госпошлинах на момент подачи заявления.
- Расходы на подготовку объекта. Это наиболее значительная статья расходов. Включает аренду или покупку помещения, ремонт в соответствии с санитарными нормами, закупку и монтаж торгового и технологического оборудования, создание системы безопасности, расходы на получение СЭЗ, обучение персонала. Суммы здесь индивидуальны и зависят от масштаба аптеки и состояния исходного помещения.
- Услуги юридических и консалтинговых компаний. Многие предприниматели предпочитают обращаться к специалистам для сопровождения процесса лицензирования. Стоимость таких услуг варьируется в зависимости от региона и объема работ.
- Сроки. Общий срок получения лицензии с момента начала подготовки до внесения в реестр может составлять от 1,5 до 3-4 месяцев, а иногда и дольше. Сам процесс рассмотрения документов лицензирующим органом занимает до 15 рабочих дней, но значительное время уходит на подготовительные этапы.
Распространенные ошибки при лицензировании и способы их предотвращения
Процесс лицензирования требует внимательности и точности. Ошибки могут привести к задержкам или даже отказу. К частым ошибкам относятся:
- Неполный пакет документов. Одна из самых частых причин задержек. Тщательно сверяйтесь с актуальным перечнем.
- Некорректное оформление документов. Ошибки в заявлении, неверно заверенные копии, просроченные справки.
- Несоответствие помещения установленным требованиям. Недостаточная площадь, неправильное зонирование, нарушения санитарных норм. Заранее проконсультируйтесь со специалистами или изучите требования.
- Проблемы с оборудованием. Отсутствие необходимого оборудования, его неисправность, отсутствие документов о поверке.
- Несоответствие персонала квалификационным требованиям. Отсутствие профильного образования, просроченные сертификаты или свидетельства об аккредитации, недостаточный стаж у руководителя.
- Неподготовленность к выездной проверке. Незнание персоналом своих обязанностей, несоответствие фактического состояния аптеки заявленным сведениям.
Как избежать этих ошибок? Внимательно изучайте нормативные документы, пользуйтесь чек-листами, при необходимости привлекайте опытных консультантов. Не экономьте на качественной подготовке помещения и обучении персонала.
Деятельность после получения лицензии: лицензионный контроль и ответственность
Получение лицензии – это не конечная точка, а начало ответственной работы. Аптечная организация обязана соблюдать лицензионные требования на протяжении всего срока своей деятельности. Важно знать следующее:
- Лицензионный контроль. Росздравнадзор и его территориальные органы проводят плановые и внеплановые проверки соблюдения лицензионных требований.
- Поддержание соответствия. Необходимо постоянно следить за изменениями в законодательстве и поддерживать состояние аптеки, оборудования и квалификацию персонала на должном уровне.
- Внесение изменений в реестр лицензий (ранее «переоформление»). При изменении наименования или места нахождения юридического лица, ФИО или места жительства ИП, адресов мест осуществления деятельности, перечня выполняемых работ/услуг, необходимо в установленном порядке внести изменения в реестр лицензий.
- Приостановление, возобновление и аннулирование лицензии. За грубые нарушения лицензионных требований действие лицензии может быть приостановлено. В случае неустранения нарушений или при выявлении особо серьезных проступков лицензия может быть аннулирована судом по иску лицензирующего органа.
- Ответственность. Осуществление фармацевтической деятельности без лицензии или с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
Ключевые нововведения в лицензировании аптек в 2024-2025 гг. – подробный анализ
Законодательство в сфере фармацевтики динамично развивается. Важно быть в курсе последних изменений, которые включают:
- Новый код ОКВЭД для аптек (86.90.9). С 1 июня 2025 года вступает в силу новый код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности для розничной торговли лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). Этот шаг формально интегрирует аптеки в систему здравоохранения.
- Расширение доступа к фармдеятельности в сельской местности. С 1 сентября 2024 года упрощается порядок получения лицензии на розничную продажу лекарств для медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, где отсутствуют стационарные аптечные организации.
- Изменения в регулировании хранения лекарственных средств. Происходит постепенный акцент на Приказ Минздрава № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». Аптекам необходимо актуализировать свои СОПы, убирая ссылки на ранее действовавшие «Правила надлежащей практики хранения и перевозки» в части, где они заменены Приказом №706н. Важно: Следите за возможным принятием нового проекта правил хранения, подготовленного Минздравом в феврале 2025 года.
- Технические правки для дистанционной торговли. Постановление Правительства РФ от 04.04.2024 № 429 (вступает в силу с 01.09.2024) вносит изменения в акты, касающиеся онлайн-продажи лекарств, актуализируя терминологию в соответствии с Приказом №706н.
- Особенности лицензирования оборота НСиПВ. Постановление Правительства РФ от 18.10.2023 № 1736 ввело дополнительные требования к образованию руководителя для организаций, работающих с наркотическими средствами и психотропными веществами, и обязало подавать документы на лицензирование этого вида деятельности исключительно в электронном виде через Госуслуги.
- Сохранение роли ЕГИСЗ. Требования по регистрации и предоставлению данных в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения остаются актуальными и важными.
- Ответственное лицо за систему качества. Наличие такого специалиста продолжает быть обязательным лицензионным требованием.
Заключение
Лицензирование аптеки – процесс, требующий знаний, внимания к деталям и ответственного подхода. Соблюдение всех законодательных норм и требований не только позволяет легально вести бизнес, но и является гарантией предоставления качественной и безопасной фармацевтической помощи населению. Надеемся, наше подробное руководство поможет вам успешно пройти этот путь. Помните, что законодательство постоянно совершенствуется, поэтому регулярное отслеживание изменений – залог стабильной и успешной работы вашей аптечной организации. При возникновении сложных вопросов не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным юристам, специализирующимся на фармацевтическом праве.
Часто задаваемые вопросы
Сам процесс рассмотрения документов лицензирующим органом по закону не должен превышать 15 рабочих дней. Однако, учитывая все подготовительные этапы – поиск и ремонт помещения, закупку оборудования, получение СЭЗ, сбор документов – общий срок от начала подготовки до получения выписки из реестра лицензий может составить от 1,5-2 до 3-4 месяцев, а иногда и дольше, в зависимости от сложности конкретного случая.
Да, обязательно. Руководитель юридического лица, осуществляющего фармацевтическую деятельность, или индивидуальный предприниматель должен иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и соответствующий сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации. Также предъявляются требования к стажу работы по специальности.
Лицензия выдается на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя с указанием конкретных адресов мест осуществления деятельности. Если вы открываете несколько аптек, все они должны быть вписаны в вашу лицензию. При открытии новой точки необходимо вносить изменения в существующий реестр лицензий.
Выездная оценка – это проверка соответствия вашей аптеки лицензионным требованиям, проводимая инспекторами непосредственно на месте. Она может быть очной или дистанционной. Подготовка включает в себя приведение помещения, оборудования, документации и работы персонала в полное соответствие с заявленными сведениями и действующими нормами. Важно, чтобы все сотрудники знали свои обязанности и СОПы. Инспекторы часто используют оценочные листы, поэтому полезно заранее ознакомиться с примерным перечнем проверяемых пунктов.
Приказ Минздрава №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» устанавливает конкретные требования к условиям хранения, включая температурный режим, влажность, освещенность, размещение препаратов (на стеллажах или поддонах, а не на полу), особые условия для иммунобиологических, наркотических, психотропных, легковоспламеняющихся и других групп лекарств. Аптекам необходимо актуализировать свои стандартные операционные процедуры (СОПы) в соответствии с этим приказом. Также важно отслеживать информацию, так как в феврале 2025 года Минздравом был подготовлен проект новых правил хранения, которые могут быть приняты в будущем.
Полезные нормативные акты и документы:
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 547 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности».
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
- Приказ Минздрава РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» (обратите внимание на возможные будущие обновления – проект от 14.02.2025).
- Приказ Минздрава РФ от 31.07.2020 № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций».
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 333.33 (размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий).
- Постановление Правительства РФ от 04.04.2024 № 429 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом».
- Постановление Правительства РФ от 18.10.2023 № 1736 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».